Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Интеллект в психологии: от "исчезновения" к коммуникации и интеграции знания

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:42:27Z

Аннотация:

Рассматривается совокупность феноменологических, теоретических, методологических и историко-психологических проблем изучения интеллекта. Показано, что в современных психологических исследованиях обсуждается проблема феноменологической самостоятельности интеллекта как части психической реальности; предложено невероятное множество концептуальных и теоретических построений в отношении природы интеллекта, его связи с другими психическими явлениями; на методологическом уровне проблема решается в виде совершенствования психодиагностических процедур измерения интел-лекта, его встраивания в более широкое пространство психической реальности. Отмечается, что, несмотря на многообразие исследований проблемы интеллекта, полноценная история ее разработки в психологии еще не написана. Обобщая характеристику проблем изучения интеллекта, авторы утверждают, что естественная интеграция исследований ведет к «растворению» самостоятельной феноменологии интеллекта в пространстве других явлений и феноменов психологии, что действительно ведет к «исчезновению» феномена интеллекта из предметного поля психологии. Авторы предлагают использовать в решении совокупности обозначенных проблем целенаправленную интеграцию знаний о интеллекте, в основе которой лежат коммуникативная методология и модель соотноше-ния теории и метода в психологии. Коммуникативная методология позволяет соотносить психологические концепции интеллекта и осуществлять на этой основе интеграцию психологического знания о нем. Соотнесение концепций предлагается производить с использованием компонентов предтеории как комплекса исходных представлений, предшествующих эмпирическому изучению и направляющих исследование. Такими компонентами являются моделирующее представление, идея метода, базовая категория, организующая схема. Продуктивность коммуникативной методологии показана на примере соотнесения концепций интеллекта, разработанных Р.Б. Кеттеллом, Ж. Пиаже, В.Д. Шадриковым, М.А. Холодной, Д.В. Ушаковым. Утверждается, что предложенные концепции принципиально соотносимы друг с другом по компонентам предтеории; существенные различия в концепциях задаются на этапе определения проблемы исследования и моделирующего представления о интеллекте; концепции не конкурируют друг с другом за право быть «лучшей» теорией интеллекта; концепции раскрывают разные аспекты феномена интеллекта как сложного психического образования. Таким образом, статья направлена не на решение проблемы интеллекта в психологии, а на определение методологического пути интеграции психологического знания о нем.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2024. № 93. С. 6-21


Связанные документы (рекомендация CORE)