В статье мы попытаемся описать лингвокультурологическое развитие культурно-
информационной среды на территории Тувы в конце XX - начале XXI вв. В период
формирования лингво-этнокультурной популяции тувинского этноса немаловажное значение
имело демографическое переселение народов, под влиянием этих исторических событий
происходили глубокие социально-экономические, этнокультурные процессы в Саяно-Алтайском
регионе, в том числе на территории современной Тувы. Во многом эти процессы связаны и с
информационным обменом, что способствовало лингвоэтнокультурному информационному
развитию. В этнокультурной исторической памяти информационной среды создаются
мнемонические коды информационной деятельности, которые определенным образом
соотносятся с мнемоническим содержанием устных и письменных текстов-источников. Чем
разнообразнее ресурсы исторической информации, информационные потоки, закрепленные
в текстах-источниках, тем сложнее структурированы ресурсные компоненты лингво-
этнокультурного ареала Тувы, разнообразнее их влияние на коммуникационные процессы и
культурную жизнь современной республики. Основные компоненты, формирующие лингво-
этноинформационную культуру, - это текстовые, идеографические, машиночитаемые,
аудиальные, электронные и т.д.
Лингвоэтнокультурное информационное пространство региона постепенно наполняется
электронными культурными продуктами: создаются веб-представительства учреждений
культуры и веб-порталы, виртуальные музейные коллекции, оцифровываются музыкальные
коллекции и т.д., внедряются интерактивные технологии взаимодействия пользователя и
электронного ресурса.
Лингвоэтнокультурное информационное развитие пронизывает все аспекты человеческой
жизнедеятельности - от основ материального производства и до потребностей человека. Оно
воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт,
досуг, стиль мышления, образ жизни индивида и общества и пр. Значение ее в формировании и
развитии образа жизни человека проявляется через действие таких субъективных факторов,
как установки сознания, духовные потребности, ценности, идеалы и т. д., которые влияют на
характер поведения, формы и стиль общения этноса.