Проблема понимания природы произведения искусства в искусствоведении существовала всегда. Появилось множество теоретических школ, рассматривающих произведение искусства либо в качестве артефакта с определенными характеристиками (размер, цветовая композиция, время создания), – этот подход используют история и археология, – либо как стимул для выражения эмоциональных или интеллектуальных качеств зрителя. Такие подходы предполагают условие для разделения, создания «барьера» между произведением искуства и зрителем, причем процесс общения или сильное преобладание одной стороны общения над другой исключают понимание произведения искусства как процесс и результат взаимоотношения обеих сторон общения. Авторы статьи предлагают особый подход к рассмотрению природы произведения искусства на основе равноправного взаимоотношения между произведением искусства (художественным образом) и зрителем. Исследование модели отношения (встречи) произведения искусства и зрителя позволяет выявить новые аспекты художественного образа (искусственность, искусность, искус, материальный, индексный, иконический, символические статусы, композиционная формула).