Материалов:
678 583

Репозиториев:
29

Авторов:
475 470

Использование критического дискурс-анализа в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе

Дата публикации: 2018

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T18:20:26Z

Аннотация:

Кратко рассмотрен критический дискурс-анализ (КДА) Нормана Фэйрклау. При этом выделены те его составляющие, которые могут быть использованы для дискурс-анализа экологических текстов. Норман Фэйрклау предлагает рассматривать дискурс в трех аспектах: дискурс как текст, дискурс как дискурсивная практика, дискурс как социальная практика. Дискурс как текст – это исследовательский аспект, предполагающий анализ внутренних связей исходного текста. Дискурс как дискурсивная практика рассматривает диалектические связи анализируемого дискурса с другими дискурсами. Основными понятиями для описания этих реляций являются интертекстуальность и реконтекстуализация. Анализ дискурса как социальной практики ориентирован на выявление связей текста с социальной реальностью, с социальными практиками и структурами. Сделана адаптация КДА Нормана Фэйрклау к экологической дисциплине, т.е. разработан метод дискурс-анализа экологических текстов (экологический дискурс-анализ), и на его основе – методика обучения иностранному языку (ИЯ). Экологический дискурс-анализ включает следующие этапы: анализ исходного текста, интертекстуальный анализ, выводы. При анализе исходного текста акцент ставится на рассмотрении отдельно взятой единицы анализа, в качестве которой могут выступать слово, предложение, фраза, фрагмент текста или текст в целом. Этот анализ включает две стадии. На первой стадии в центре внимания студента находится выявление того содержания, которое автору текста хотелось бы разместить в ментальном пространстве читателя. На второй стадии анализа студент должен понять, есть ли у текста варианты интерперетации, отличные от основного смыслового содержания, которое педалируется автором. Интертекстуальный анализ позволяет выявить возможные варианты интерпретации исходного текста как бы «извне», т.е. в процессе сопоставления и сравнения с другими текстами или высказываниями. Анализ исходного текста и интертекстуальный анализ предлагается делать с помощью социально-критического подхода, которому дается следующее определение: «Социально-критический подход – критическое рассмотрение с достаточно глубоким погружением в историю вопроса всех социальных и экологических последствий, к которым может привести реализация экологических мероприятий, описываемых в тексте, с определением социальных заказчиков текста и их мотивации». Выводы являются итогом экологического дискурс-анализа. Приведено краткое содержание методики обучения ИЯ с использованием экологического дискурс-анализа, которая состоит из следующих этапов: выбор иноязычных текстов, вводные занятия, аудиторные занятия по дискурс-анализу, домашние задания по дискурс-анализу.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2018. № 44. С. 167-181


Связанные документы (рекомендация CORE)