В статье рассматривается проблема выявления жанровой специфики «Уединенного» и «Опавших листьев» В. В. Розанова, и, прежде всего, посредством анализа традиций литературных предшественников писателя и собственно авторских новаций в структуре жанра.
Определяющим при этом становится мировоззренческая преемственность традиции Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). Особенности дневникового жанра органично сочетаются в творчестве В. В. Розанова с установкой на абсолютизацию субъективного начала, что, в свою очередь, позволяет писателю расширить границы жанра, модернизировать последний.
Сосредоточение писателя на внутренней жизни «я», стремление запечатлеть «попу-мыс- ли» и «полу-чувства» в процессе их зарождения и протекания позволяют говорить об актуализации в розановском жанре черт лирики. Сам способ мышления, определяющий жанровую специфику «Уединенного» и «Опавших листьев», осознается как лирический.
Выводы, сделанные в статье, способствуют выявлению особенностей творческого метода В. В. Розанова и определению принципов поэтики его художественной прозы.