Трансформация деятельности музеев в современном мире. В условиях рыночной конкуренции деятельность современных музеев все чаще выходит за рамки традиционной и уже не ограничивается сбором научных данных, созданием новых экспозиций, организацией и проведением экскурсий. Не вступая в противоречие с традиционной практикой, музеи стремятся быть максимально открытыми для массовой аудитории. Безусловно, во многом это связано с потребностями современного потребителя музейных услуг. Наряду с сохранением своей главной цели - быть центром просвещения и науки - осуществляется поиск альтернативных путей развития и более активного участия в туристской деятельности, в частности в продвижении музейного туризма. Поэтому в борьбе за посетителя, желающего самостоятельно получать интересующие его сведения в режиме онлайн (здесь и сейчас), создается возможность использования умных сервисов, зачастую заменяющих «живое слово» экскурсовода. На фоне мощной конкуренции с многочисленными центрами развлечений, проводится колоссальная работа по изменению внутреннего музейного пространства. Весьма востребованной у туристов остается тенденция посещения уникальных музейных зданий, которые иногда сами становятся самостоятельным предметом изучения. В условиях кардинальных преобразований и трансформации музеев - от центров науки и просвещения к центрам досуга и развлечения - постепенно возрождается понимание важности сохранения социокультурных функций и установление естественного баланса развития.