Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

"Любование" как принцип восприятия и трактовки природных образов в русском изобразительном искусстве XVIII века

Дата публикации в реестре: 2021-08-05T20:52:28Z

Аннотация:

В статье освещен новый период в развитии русского искусства, который продемонстрировал «картину мира», кардинально отличную от предшествующих эпох. Речь идет о XVIII в., тенденциях светского искусства, ориентированного на отражение реальной жизни. Тогда возник интересный и знаковый феномен времени - природный образ, призванный продемонстрировать свойства живой природы, исполненной многообразия и красоты. Цель статьи состоит в том, чтобы дать оценку поисков этой благоговейной природной онтологии, зародившейся в недрах раннего искусства, выросшей до статуса самостоятельного жанра. Это абсолютно новое явление было наполнено особым восторгом художников. Чтобы отразить его сполна, мастера прибегали к детальной скрупулезной трактовке анималистических сцен и отдельных персонажей, изображая их в натюрмортах, охоте, на природе, постигая суть материальной жизни, ее законов и специфического выражения в искусстве. Раскрывается принцип «любования», который находится в сфере восприятия и трактовки данного искусства. Рассмотрен «кунсткамерный» рисунок, цветочные натюрморты, сцены с изображением животных, которые характеризуются упоенным разглядыванием художником природных реалий и их тщательным исполнением. С одной стороны, данный процесс обусловлен интересом к познанию мира природы, а с другой - способствовал сложению жанров, прежде всего анималистики, в ее специфических чертах. Первые художники (М.С. Мериан, И.Ф. Гроот, К.Ф. Кнаппе, И.Э. Гриммель, А. Добряков), преимущественно среди иностранных мастеров, продолжили линию познания природного мира, подчеркивая любопытные и характерные моменты в его проявлениях. В них явно звучит философский взгляд на природное мироустройство, исполненное чувственности и материального восторга. В статье формулируется мысль о значимости раннего этапа в развитии русской анималистики для последующего развития жанра.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Обсерватория культуры


Связанные документы (рекомендация CORE)