Материалов:
875 618

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

Methods of Conflict Study in the System of Education

Дата публикации: 2020-02

Дата публикации в реестре: 2021-09-06T14:29:07Z

Аннотация:

Аннотация. В статье поднимается проблема построения методологии исследования конфликтов в системе образования. Дается определение конфликта как процесса, который актуализирует нарушения субъектами взаимодействия установленных норм, правил, законов, требований конкретной социальной среды. Подчеркивается, что на сегодняшний день существуют два основных методологических подхода к исследованию конфликтов: деятельностный и личностно-ориентированный. Деятельностная парадигма рассматривает конфликт с точки зрения движения и развития субъектов взаимодействия и социальной среды. Личностно-ориентированный подход делает акцент на значимости личностных особенностей взаимодействующих сторон для разрешения конфликтной ситуации. Авторы предлагают комплексный подход, основанный на симбиозе личностноориентированной и деятельностной парадигмы, позволяющий учитывать в процессе развертывания и разрешения конфликтов основные личностные факторы субъектов на каждом из этапов конфликтной ситуации: характерологические особенности, самооценку и интеллект, а также стратегии поведения. Проведено пилотажное эмпирическое исследование среди учащихся Сибирского федерального университета с целью диагностики ведущих личностных характеристик индивида, которые выступают центральным звеном конфликта независимо от его этапа, и определения их связи с уровнем конфликтности личности. Полученные данные позволили сделать предварительные выводы о том, что низкий уровень конфликтности связан с такими качествами, как: высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих возможностях. Высокий уровень конфликтности обусловлен неумением или нежеланием обучающегося понимать и принимать индивидуальность других людей, неумением прощать другому его ошибки, низким интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Выявленные взаимосвязи подтвердили эффективность использования комплексного подхода к исследованию конфликтов, а также теоретическое предположение о взаимовлиянии индивидуально-психологических особенностей и уровня конфликтности личности. Результаты исследования позволят изучать механизмы конфликтного поведения субъектов образования, учитывая их индивидуально-психологические особенности на каждом этапе развертывания конфликтной ситуации, а значит, управлять конфликтами в условиях образовательной системы.

Тип: Journal Article

Другие версии документа

Methods of conflict study in the system of education

Связанные документы (рекомендация CORE)