Здоровье человека и его сохранение всегда будут одной из приоритетных задач общества. Основными подходами сохранения здоровья являются: выявление факторов риска ухудшения здоровья и их коррекция, а также укрепление резервов организма человека, как физических, так и психических. Среди факторов риска здоровья ведущим является образ жизни, который определяется поведением человека, т. е. его психологическими особенностями. Школьный возраст - это период наиболее активного развития личности учащихся. Поэтому актуальным является определение места учителей в оценке психологических факторов риска здоровья учащихся, их коррекции педагогическими средствами, в укреплении психических резервов обучаемых, т. е. в обеспечении их психологической безопасности. Одним из условий психологической безопасности может служить сформированность навыков учителя диагностировать и корректировать эффективность социально-психологической адаптации учащихся в ходе образовательного процесса. Исходя из сказанного целью данной работы явилось определение роли учителя в обеспечении психологической безопасности школьников и психологических основ подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. Методы исследования: теоретические (анализ проблемы исследования на основе изучения психологической и педагогической литературы); экспериментальные (психологическое тестирование). Было проведено исследование социально-психологической адаптации школьников в возрасте 14-15 лет (40 юношей и 40 девушек) школ г. Барнаула. Полученные результаты показали, что у 20 % респондентов доминировали дезадаптированность, непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт. Актуальным является формирование психологической безопасности учащихся не только в этом учебном заведении [1, 5]. Анкетирование по методике А.И. Севрук 42 педагогов показало, что только 60 % учителей оценивают себя как готовые к здоровьесберегающей деятельности, а 40 % - нет. Выводы и рекомендации. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости формирования психологической безопасности учащихся. Условием этого будет являться развитие психологической культуры учителя, которое возможно в рамках курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, в том числе в контексте проблем ноосферного образования.