Специфической проблемой Российской Федерации была и остается
асимметричность ее государственного устройства: деление страны на
«территориальные» и «национально-территориальные» (республиканские) образования, обладающие разными возможностями и правами. По
мнению ряда специалистов, это юридически фиксированное объективное неравенство регионов в составе РФ создает предпосылки для ее неустойчивости и должно быть заменено унитарной государственностью.
Другие доказывают, что для социокультурно и конфессионально гетерогенной России симметричное административно-правовое и политическое устройство недопустимо: унифицированные политические модели
эффективно нигде не работают и не могут гарантировать межэтнический
мир и согласие. Автор солидаризуется со второй точкой зрения, выстраивая ее обоснования на основе анализа опыта государственного строительства РФ последних 30 лет. В статье реконструируются и анализируются основные этапы трансформации российского федерализма (1992–
2022). За этот период страна эволюционировала от модели «кооперативного федерализма» (т. е. «договорной федерации») к модели «централизованной федерации». Последнюю не следует рассматривать как попытку
возврата к унитарному государству. Скорее она тяготеет к специфическому использованию модели «форалистического федерализма» и хорошо
вписывается в характерную для России имперскую парадигму развития.
Последняя нередко интерпретируется как «несовременная» форма политического существования. По мнению автора, это широко распространенное убеждение основано на идеологически ангажированном и предвзятом
понимании таких сложных форм политического устройства, каковыми являются «империи». Анализируя их, автор доказывает, что «федеративные
империи» представляют собой адекватные формы развития для больших полиэтнических сообществ и распространения цивилизаций