В последние годы сильно возросла значимость научных и педагогических знаний для решения проблем образования. Научное сообщество заинтересовано в развитии интеллектуального и творческого потенциала общества. В статье исследуются проблемы развития научных и творческих школ, анализируются гуманитарные научные школы Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и их вклад в развитие варьирования полинациональных языков в ракурсе миграциологии, цифровизации, языковых контактов, мультикультурализма, этнолингвистики, социолингвистики. На примере кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН наличие многоуровневой научной школы (четыре поколения ученых-исследователей) доказывает, что во главе с научными лидерами такой коллектив в результате своей работы добивается высоких показателей и серьезных достижений. Научные школы являются одним из важных критериев улучшения качества профессионального образования. Роль традиций заключается в передаче накопленных знаний будущим поколениям и сохранении их в рамках конкретного научного сообщества, области и дисциплины. Результаты исследования могут быть применены в деятельности научных сообществ и школ, а также для проведения мониторинга качества, эффективности и введения инноваций в сфере образования и обучения.