Это вторая часть статьи по проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук в
современной космологии. В этой части мы эксплицируем далее смысл неких положений
космологии, предпринимая феноменологический анализ. В частности, мы подробно анализируем
смысл того факта, что современная космология функционирует в условиях непроверяемости
ее теорий. Мы предлагаем гипотезу о том, что де факто современная космология работает
в такой эпистемологической парадигме, которая не присуща естествознанию, а именно в
парадигме так называемой когерентности объяснения, не требующей ссылок на эмпирический
опыт и вырабатывающей критерий истинности теорий и смысл соответствующих им
реальностей на основе группового, профессионального соглашения. Соответственно это
усиливает наш аргумент в пользу того, что реальность того, что называется вселенной,
то есть ее конструкт, еще больше зависит от структур человеческой субъективности,
привнося в теорию элемент гуманитарных наук, а именно построение реальности не на
основе физической каузальности, а на основе интенциональных актов сознания. Статья
предлагает отказаться от претензий определенной онтологической установки в отношении
конструктов космологии и взамен проводить беспристрастный феноменологический анализ,
выявляющий взаимодействие каузальности и интенциональности в смыслополагающих актах.
Соответственно задачей философского осмысления космологии становится не построение
некого унифицированного языка описания, а равноправное включение различных методов
описания вселенной в общую картину жизненного мира. Реальность вселенной оказывается при этом гораздо шире, чем любая конечная модель ее «идентичности». Вселенная являет
себя человеческому сознанию с такой силой, что последнее не способно конституировать
ее. Наоборот, сама вселенная формирует структуры субъективности точно в той мере, в
которой эго исследователя не способно ее понять.