Статья посвящена проблемам интеграции подростков-сирот в
учреждениях среднего профессионального образования и подготовки к трудовой деятельности. С этой целью дано правовое обоснование деятельности образовательного учреждения по сопровождению подростков-сирот, проведено исследование факторов, оказывающих влияние на эффективность профессионального образования и трудоустройство, в котором приняли участие 314 выпускников детских домов и школ-интернатов, обучающихся в колледжах Москвы, и 190
педагогов и сотрудников данных учреждений. В качестве основного метода исследования использовано структурированное интервью.Результаты исследования стали эмпирическим основанием для разработки Модели психолого-педагогического и социально-правового сопровождения подростков-сирот в учреждениях профессионального
образования. Методологическим основанием является эколого-
динамическая концепция1. Показано, что предметом сопровождения являются потребности подростков-сирот, изменяющиеся в процессе их интеграции в новое образовательное пространство, а субъектами все
участники их социальной сети. Выделены и описаны основные этапы сопровождения – «ориентационный», «адаптационный»,
«восстановительный», «установочный», «интеграционный». Обоснованы их цели, задачи, методы сопровождения. Выделены уровни сопровождения – «базовый», «кризисный», «экстренный»,
определяющие его содержание, характер, глубину и интенсивность