Корпусные библиометрические аспекты славяноведческой тематики в русскоязычных научных электронных ресурсах в контексте категорий исторического познания
Анализируется задача измерения полноты, репрезентативности и сбалансированности при создании корпуса русскоязычных текстов по славяноведческой литературе. Расчет данных критериев формирования дисциплинарного корпуса может быть произведен с использованием библиометрических и наукометрических подходов. Разные категории исторического познания могут обозначать явления, сопоставимые с тематиками и проблематикой исследований в славяноведении. Всего проверено 76 исторических категорий (историческая аналогия, историческая память, историческая возможность историческое время, историческая личность и т.д.). Все исторические категории, сопряженные с тематикой славяноведения, либо с тематикой русинов, были ранжированы по частотности поисковой выдачи полнотекстовых ресурсов в scholar.google.ru и academia.edu. Выявлены и проанализированы следующие показатели: соотношение упоминания славяноведения совместно с разными славянскими языками; представленность славяноведения в ряду других страноведческих дисциплин; совместная встречаемость различных лингвистических дисциплин со славяноведением; соотношение и распределение категории исторического познания в текстах со славяноведческой тематикой. Изучено распределение частоты связи исторических категорий со славяноведением. Показана специфичность влияния славяноведческой тематики на популярность разных категорий и особенности функционирования исторического сознания в славяноведческом научном сообществе. Сделан вывод, что корпусная сбалансированность может рассматриваться на четырех уровнях в рамках возможности создания: 1) филологического корпуса с текстами по различным направлениям языкознания и литературоведения; 2) историографического корпуса с разнотематическими и разножанровыми историческими текстами на одном языке; 3) страноведческого корпуса с текстами по различным страноведческим дисциплинам; 4) дисциплинарного корпуса только по тематике славяноведения.