Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Содержание фаз понимания учебного материала

Дата публикации: 2019

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T14:21:24Z

Аннотация:

В центре внимания авторов проблема обеспечения понимания обучающимися учебного материала. Цель – исследование процесса понимания учебного материала, выявление содержательных характеристик фаз понимания. Исследование проведено на базе комплекса теоретических подходов и эмпирических методов, которые позволили выявить психолого-педагогические основы категории "понимание". Методология исследования строится на психолого-педагогических и дидактических подходах, в рамках которых осмыслено содержание педагогической категории "понимание" и уровни понимания. Авторами выделены и охарактеризованы три основных подхода к трактовке понимания как педагогической категории. Ими принят дидактический аспект содержания феномена понимания, при котором понимание трактуется как процесс и результат раскрытия основной идеи, сущности понятия, факта, закона, явления, установления взаимосвязи с имеющимся личностным опытом и включение нового содержания в смысловую сферу личности. Приведены характеристики понимания: глубина, полнота, отчетливость, обоснованность. Опираясь на них и уровни понимания: понимание-узнавание, понимание-гипотеза, понимание-объединение, охарактеризованы пять фаз понимания. Первая фаза – фаза актуализации лич-ностного опыта и мотивации; вторая – фаза узнавания и воспроизведения новой информации; третья – фаза генетического понимания; четвертая – фаза структурного понимания; пятая – фаза системного понимания. Обобщив различные научные подходы к исследованию процесса понимания учебного материала, авторы выявили содержание фаз понимания, детально охарактеризовали характеристики глубины, полноты, отчетливости и обоснованности понимания, позволяющие отслеживать динамику процесса понимания учебного материала обучающимися с помощью таких средств, как задачи, тесты, интеллект-карты (концепт-карты).


Связанные документы (рекомендация CORE)