В статье раскрываются эстетические взгляды Максимилиана Александровича Волошина, которого в литературных кругах по праву считают подлинным поэтом своей эпохи, человеком большого таланта, самобытным, с глубокими обширными знаниями и чёткими пристрастиями. Эстетические взгляды автора нашли отражение в его теоретических работах, литературных произведениях и критических статьях. Эстетические взгляды М.А. Волошина имеют непосредственное отношение как к мыслительной, так и сенсорной практике человечества. Есть все основания полагать, что Волошин, связав литературу с историей культуры, философией и психологией, создал свою версию художественной антропологии. Эстетические взгляды Волошина - пример «самоосмысления литературы», которая никогда не представляет собой аморфнооднородной суммы текстов: она не только организация, но и самоорганизующийся механизм. С одной стороны, сложившаяся в статьях Волошина парадигма творческого процесса представляет собой результат имманентного опыта, с другой - вбирает в себя отношения субъекта и объекта, в том числе парадоксы отношений художника и реальности в ХХ в. Отправной точкой концепции Волошина является, на наш взгляд, вопрос о вдохновении. Он стремился разрешить его, соотнося классическое утверждение о «божественном глаголе» и ценности интеллекта. Он словно соизмерял в создании текста роль разума и интуиции, логики и творческой стихии. Высказанные Волошиным суждения объясняют, как феномен собственно рождения художественного текста, так и его композицию, мотивный ряд, иначе - его «семантическую организацию», механизмы создания художественного мира. Таким образом, эстетика Волошина помогает осознать природу идиостиля и общие начала в развитии литературы.