В статье рассматриваются эстетическое содержание термина поэтические вольности , который соотнесен с употребляющимися на последующих этапах формирования поэтической нормы терминами стиховедения и поэтологии: окказионализм, неологизм, девиантные формы, аграмматизм и другими. Автором актуализирован диахронический аспект исследования (XVII-XVIII вв.), позволяющий проследить изменение эстетического содержания поэтических вольностей на фоне последовательного усложнения структуры поэтического текста от начала его формирования, связанного с развитием литературных жанров на разных этапах становления русского литературного языка. Новизной исследования является обращение к эстетической функции поэтических вольностей, что ранее не было предметом отдельного рассмотрения. Предпринята попытка подобрать аргументы в отношении наличия или отсутствия эстетической функции поэтических вольностей, возникших и получивших широкое распространение в XVII-XVIII вв. - в период формирования поэзии, становящейся частью книжной письменной культуры, с одной стороны, и зарождавшейся светской культуры - с другой.