В статье рассматривается проблема наследования символистского опыта в сфере оптического иллюзионизма и новой работы взгляда в русском авангарде начала ХХ века. Зримый мир символов и формирование нового поля видимого во французском и русском символизме устремляли художников и поэтов к выявлению стереоскопически-объемного живописного и поэтического образа. Пространство новой визуальности в русском символизме очерчено Вяч. Ивановым и связано с идеей «внутреннего слова» и «двойного зрения» поэта-символиста, когда поэт мистически осмысливает мир бессознательного и формирует новое вид ение мира. Символ как иллюзия с просвечивающимся смыслом в русской символистской поэзии знаменовал формирование мифологемы «прозрачности», которую воспринял русский авангард. Оптическая выразительность слова в русском авангарде, с одной стороны, актуализирует символистский принцип бифокальности, с другой - представляет новый дискурс визуальности и особое стереоскопическое вид ение, максимально реализованное в теории и практике «всёчества» и лучизма (М. Ларионов, Илья Зданевич, А. Кручёных и др.).