СИМВОЛИКО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ И ЛЕЙТМОТИВ МАСКИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ «ФИЛОСОФИИ ТРАГЕДИИ» ДРАМАТУРГИИ ЮДЖИНА О' НИЛА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ДОЛГИЙ ДЕНЬ УХОДИТ В НОЧЬ»
Произведения Юджина Гладстона О' Нила занимают особую веху в стилистически-сюжетном становлении и художественной эволюции драматургии США ХХ века, выдвижении ее на мировой масштаб наравне с западноевропейской «новой драмой». Так в противодействие развлекательно-коммерческим целям Бродвея он открывает совершенно новый взгляд на театр как на некий мистический Храм, где « религия поэтической интерпретации и символического прославления жизни обращена к людям, ослабевшим духом в иссушающей душу повседневной борьбе за существование, в которой они маски среди масок жизни !» [3]. Создавая обобщенный портрет американского общества, судьбу личности Художника, находящегося в пространстве духовного кризиса дегуманизации и претерпевающего давление окружающей действительности, «отец американской драмы» выступает как пророк «трагедии, самой потрясающей из всех написанных и ненаписанных» [6]. Предметом исследования данной статьи является символико-мифологический подтекст и лейтмотив маски как одно из средств создания «философии трагедии» в драме Ю. О' Нила «Долгий день уходит в ночь». Художественно воплощая проблему личности, одиночества, замкнутости и абсурдности человеческого существования в мире «театра» на выживание, где каждый обречен носить свою маску, драматург показывает «отчуждение» человека от самого себя и от всего общественного устройства («belong» в отрицательной форме), что характеризует психологию индивида, «запертого в клетку враждебного миропорядка» [5] в условиях продвижения капиталистических рыночных отношений.