В статье рассматриваются особенности исследований самосознания в области психологии личности в России и Китае Проведенный сравнительный анализ научно-исследовательской литературы позволил определить основные сходства и различия в изучении самосознания в области психологии личности в китайской и российской науке. Авторы приходят к выводу о том, что китайские и российские ученые интересуются взаимодействием между различными компонентами самосознания и как они влияют на формирование личности. Исследователи обеих стран уделяют внимание вопросу обмена характеристиками между людьми и как это влияет на формирование и изменение самосознания. Самосознание выполняет ряд функций, таких как самоконтроль, регуляция поведения, оценка своих возможностей и места в социуме, а также адаптация к социальным изменениям. Обмен характеристиками, как способ взаимодействия между людьми, также рассматривается как важный аспект самосознания в обеих культурах. Китайские ученые могут уделять больше внимания влиянию культурных факторов на самосознание, тогда как российские исследователи могут больше подчеркивать внутренние процессы формирования самосознания. Российские ученые могут также акцентировать внимание на психологических нарушениях самосознания, таких как диссоциация личности, тогда как в Китае этому может быть уделено меньше научного интереса.