Актуальность - оказание поддержки бизнесу выполняет важнейшую функцию государства в решении задач по обеспечению роста социально-экономического развития и благосостояния общества в непростых условиях функционирования современной экономики России. Цель - изучить состояние малого и среднего предпринимательства в России, раскрыть проблемы его деятельности и определить меры повышения эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства. Методы - анализ, синтез, метод сравнения, исторический и ряд математико-статистических методов, в частности табличный, графический и коэффициентный. Источники информации - исследования учёных-экономистов, нормативные и законодательные документы, данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы. Результаты - малое и среднее предпринимательство в экономике России занимает ключевое место, но в настоящее время переживает сложные времена. Преодолеть трудности, начать развиваться и укрепляться малому и среднему предпринимательству поможет освоение высокотехнологичных производств. Для этого должно быть увеличено государственное адресное финансирование конкретных направлений НИОКР. Направления дальнейшего исследования - перераспределение между бюджетами долей налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для передачи преимущества региональным властям возможности более продуктивного взаимодействия с малым и средним предпринимательством.