Распад Советского Союза в 1991 г. привел к появлению новых независимых государств в Центральной Азии, в том числе и Таджикистана. В годы после обретения независимости Таджикистан столкнулся с серьезными экономическими и политическими проблемами, включая жестокую гражданскую войну 1992–1997 гг. Гражданская война в Таджикистане в 1990-х гг. привела к вмешательству миротворческих сил СНГ. В этом конфликте Россия, Иран, Казахстан и Узбекистан сыграли следующую роль: Россия сыграла ключевую роль в миротворческих усилиях, направив крупный воинский контингент для поддержания стабильности в Таджикистане. Российские войска помогли правительству Таджикистана справиться с оппозиционными силами. Москва использовала этот конфликт для укрепления своего влияния в Центральной Азии. Иран активно участвовал в переговорах и политическом урегулировании гражданской войны в Таджикистане. Тегеран поддерживал умеренные исламские силы в конфликте, стремясь не допустить усиления радикальных исламистских групп. Будучи соседями Таджикистана, Казахстан и Узбекистан были заинтересованы в стабилизации ситуации в регионе. Они участвовали в миротворческих усилиях СНГ, направляя небольшие воинские контингенты. Также Астана и Ташкент оказывали экономическую помощь Душанбе для восстановления страны после гражданской войны. В это время различные террористические и экстремистские группировки воспользовались нестабильностью, чтобы закрепиться в стране. Таджикистан сегодня осуществляет целенаправленное сотрудничество со своими партнерами в рамках таких региональных организаций, как СНГ, ОДКБ и ШОС, за последние годы отношения между странами Центральной Азии в целом приобрели тенденцию нового развития и расширения, сказал Президент Таджикистана Э. Рахмон. По его словам, в свою очередь, это даёт возможность странам региона наладить эффективное взаимодействие и координацию в сфере безопасности на качественно новом уровне. В данной статье рассматривается рост терроризма в Таджикистане в постсоветскую эпоху. В ней анализируются основные факторы, способствовавшие возникновению террористической угрозы, включая бедность, отсутствие экономических возможностей, репрессии со стороны правительства и влияние радикальных исламских идеологий из соседних регионов.
В статье также рассматриваются усилия таджикского правительства по борьбе с терроризмом, которые достигли определенного успеха в ликвидации террористических сетей, но также подвергаются критике за жесткую тактику, которая оттолкнула часть населения. В статье делается вывод о том, что устранение коренных причин терроризма в Таджикистане потребует многостороннего подхода, сочетающего меры безопасности с долгосрочными инвестициями в экономическое развитие, реформы управления и вовлечение населения.