В данной статье был проведен анализ двух статей, посвященных живописи
XIX века, опубликованных в периодическом издании «Вестник изящных искусств»,
издаваемом при Императорской Академии художеств, в период с 1897 по 1890 год. Для
анализа были выбраны обширная статья М. П. Соловьева «Живопись XIX столетия»,
которая была опубликована по частям в 1889 и 1890 годах, и статья «Живопись
Штернберга» В. В. Стасова, опубликованная в 1887 году. Выбор статей для анализа
позволил провести исследование разных методологических подходов авторов.
М. П. Соловьев сосредоточил внимание на развитии живописи XIX века через призму
общественных и социально-политических процессов. При этом скрупулезность
подхода автора позволила подробно описать творчество большого количества
художников XIX века, опираясь на локальность, нарративы, сюжеты, художественные
приемы и академические традиции. В результате исследования удалось установить
методологические и концептуальные рамки исследовательского подхода Соловьева,
а также дать краткий анализ основных тенденций и нарративов живописи XIX века
во Франции, Германии и Бельгии. Ценность статьи В. В. Стасова об искусстве живописи
XIX века заключается в анализе периодических изданий, писем, воспоминаний
современников. Критик, с одной стороны, дает художественную характеристику
творчества В. И. Штернберга, с другой стороны, раскрывает его ценность в качестве
источника информации, которую художник излагал в своих письмах о жизни и быте
отечественных деятелей искусства. Методом исследования выступает качественный
контент-анализ, историографический анализ, а также методологический подход
к исследованию периодических изданий