В статье рассматриваются принципы и закономерности взаимовлияния искусства и целостного организма – культуры. Раскрываются культурозависимые свойства искусства, которые могут воплощать в той или иной степени фундаментальные представления своей эпохи о мире, системе ценностей, гармонии. В статье обосновывается точка зрения, согласно которой не существует некоего вневременного правильного художественного видения, оно меняется вместе со сложным комплексом общественно-культурных обстоятельств и психологией личности. Вместе с тем и само искусство является активно участвующим в формировании концепций бытия, «автором» нового понимания мира и человека, новых идеалов и вкусов.
Исследование коммуникативного потенциала художественного произведения осуществляется в контексте современной художественной культуры, провозглашающей в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры и отказывающейся от идеи иерархичности культурного пространства. Установлено, что неповторимая актуальность художественного произведения состоит в том, что оно безгранично открыто для новых интеграций, нового коммуникативного опыта. Использование подобной методологической стратегии позволяет исследовать художественное произведение как феномен, обеспечивающий преемственность в развитии художественной культуры, ее обновление на основе актуализации и творческого переосмысления художественного наследия