В статье рассматриваются особенности комплексного использования
игры слов как инструмента построения художественного нарратива. Вводится термин
«развернутая игра слов» для обозначения случаев, когда одна и та же игра слов или
модель построения игры слов повторно, в том числе многократно, используется
в рамках одного художественного текста с целью передачи эффекта или сообщения
высокой релевантности. В качестве материала исследования используются тексты
англоязычных литературных произведений и сериалов без учета полимодальности
последних. Случаи комплексного использования игры слов анализируются
с точки зрения их лингвистической составляющей, с перспективы прагматики
и литературоведения. Выявлено, что комплексная игра слов может служить важным
компонентом построения сюжета, художественного мира, а также характеризации
персонажей. Формальные и семантические составляющие конкретного случая игры
слов, такие как образовательная модель, форма и семантика составляющих элементов,
общая семантика, – в комплексе или по отдельности – могут обуславливаться
жесткими контекстуальными рамками и формируют особенности перцепции
художественного мира, персонажей и событий. Результаты проведенного исследования
могут быть использованы в изучении игры слов в полимодальных текстах, а также
в изучении особенностей перцепции аудиторией англо-русских
переводов игры слов
в художественных текстах