Обучение лексике иностранного языка в системе среднего профессионального образования: анализ методической действительности
Дата публикации: 2024
Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:39:38Z
Аннотация:
Рассматриваются ключевые стратегии формирования иноязычных лексических навыков у обучающихся среднего профессионального образования. По результатам анализа методической литературы, работ ученых в области методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, в том числе обучающихся подросткового возраста, сформулированы понятия стратегии, тактики формирования иноязычных лексических навыков, направленных на преодоление трудностей обучающихся при овладении лексикой иностранного языка, основанных на страхе обучающегося ошибиться; низкой учебной мотивации при выполнении упражнений традиционного типа; отсутствии знаний о стратегиях овладения иноязычной лексикой; влиянии отрицательного опыта изучения дисциплины, полученного в школе; исходном низком уровне языковых навыков, коммуникативных умений и компетенций студентов; сложившемся у отдельных студентов стереотипе «двоечника»; нежелании и неумении обучающихся работать активно на занятиях; отсутствии/недостатке лексических упражнений, учитывающих возрастные и индивидуальные характеристики студентов, в том числе особенности работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сформулированы понятия «стратегии формирования иноязычных лексических навыков», «тактики формирования иноязычных лексических навыков», в соответствии с которыми определены методические основы формирования данных навыков, разработано учебное пособие для студентов электротехнических специальностей, а также комплекс упражнений, позволяющие обучающимся применять предложенные стратегии и тактики формирования иноязычных лексических навыков. Выделены принципы реализации предложенных авторами стратегий: нацеленность на преодоление трудностей, действие в зоне ближайшего развития обучающегося, следование этапам формирования иноязычных лексических навыков, опора на успешный опыт изучения иностранного языка. Предложенные в исследовании стратегии и тактики формирования иноязычных лексических навыков обучающихся определены изменениями, которые происходят в системе среднего профессионального образования (новые требования потенциальных работодателей к уровню подготовки выпускников). Выпускники электротехнических специальностей, согласно стратегическим целям корпорации «Росатом», к 2030 г. должны обладать навыками командной работы, следовать принципу непрерывного образования сотрудников атомной отрасти, быть клиентоориентированными, работать в системе взаимодействия иностранных и российских компаний. Таким образом, содержание разработанного учебного пособия для студентов первого курса электротехнических специальностей среднего профессионального образования, применение представленных в исследовании стратегий и тактик соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», 14.02.01 «Атомные электрические станции и установки», 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)», примерной основной образовательной программы среднего общего образования; позволяют реализовать преподавателю стоящие перед ним задачи: сформировать у обучающихся умения: проектной и командной работы; коммуникативные и языковые; применения стратегий и тактик по овладению иноязычной лексикой, повышению уровня мотивации обучающихся. Преодоление трудностей в овладении лексикой иностранного языка является обязательным условием для достижения высокого уровня образовательных результатов. Представленная авторами классификация трудностей (при овладении лексикой иностранного языка, обучении иноязычной лексике) позволяет обеспечить практическое применение на основе соответствующих методов, подходов обучения иностранному языку, стратегий и тактик формирования иноязычных лексических навыков обучающихся среднего профессионального образования. Намеченные в исследовании способы преодоления трудностей в овладении иноязычной лексикой позволяют обучающимся преодолеть страх ошибиться, повысить учебную мотивацию, уровень сформированности иноязычных лексических навыков. Применялись следующие методы: обобщение научной литературы по педагогике, психологии, методике формирования иноязычных лексических навыков, теоретический анализ по проблематике исследования; анализ практических результатов формирования иноязычных лексических навыков обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений; сравнение и систематизация положений и теорий, изученного опыта; тестирование, беседа, экспериментальное обучение, педагогическое наблюдение; методы статистической обработки образовательных результатов обучающихся. Исследование проводилось на базе Уральского технологического колледжа – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Тип: статьи в журналах
Источник: Язык и культура. 2024. № 68. С. 267-283
Связанные документы (рекомендация CORE)