Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Взаимосвязи проблемного пользования социальными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:42:23Z

Аннотация:

Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с многочисленными проявлениями психологического неблагополучия побудили ввести и изучать конструкт «проблемное пользование социальными сетями», включающий в себя его причину – зависимость от соцсетей, и всевозможные проблемы, связанные с этой зависимостью. Цель данного исследования – выявить возможные взаимосвязи проблемного пользования социаль-ными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 2 364 респондентов (средний возраст М = 21,05, SD = 9,9), среди них 1 309 женщин (М = 19,7, SD = 7,1) и 1 055 мужчин (М = 21,7, SD = 12,3). В исследовании использованы: опросник зависимости от социальных сетей (В.П. Шей-нов, А.С. Девицын); Короткая версия опросника зависимости от смартфона (В.П. Шей-нов); краткий вариант методики «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); «Шкала прокрастинации» К. Лей в адаптации Я.И. Варваричевой; тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении». Установлены отрицательные взаи-мосвязи проблемного пользования женщинами и мужчинами социальными сетями с познавательной мотивацией и мотивацией достижения и положительные взаимосвязи с интроецированой и экстернальной мотивацией, самоконтролем в общении и зависимостью от смартфона, причем у женщин взаимосвязь с познавательной мотивацией нелинейная, а у мужчин – линейная. У женщин выявлена взаимосвязь зависимости от соцсетей с прокрастинацией, а у мужчин – нет. Это расходится с обнаруженной рядом зарубежных исследователей аналогичной связью у женщин и мужчин. Установленная в исследовании взаимосвязь с самоконтролем в общении соотносится с аналогичным результатом, показанным в зарубежных публикациях. Представленные в статье результаты можно использовать в разъяснительной работе среди учащихся, их родителей, педагогов, психологов учреждений образования об опасности попадания в зависимость от социальных сетей ввиду ее прямых взаимосвязей с прокрастинацией и снижением мотивации к учебе.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2024. № 93. С. 102-113

Другие версии документа

Взаимосвязи проблемного пользования социальными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении

Связанные документы (рекомендация CORE)