Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Развитие регуляторных функций у детей 5–9 лет

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:42:23Z

Аннотация:

Настоящее исследование направлено на разработку норм и анализ динамики развития основных компонентов регуляторных функций у старших дошкольников и младших школьников. В рамках данного исследования мы опирались на модель регуляторных функций, предложенную А. Мияке и его коллегами, в которой выделяется три основных компонента: рабочая память, сдерживающий контроль и когнитивная гибкость. Для оценки всех компонентов регуляторных функций в данном исследовании был использован ранее апробированный для детей старшего дошкольного возраста комплекс методик, бо́льшая часть которых основана на субтестах диагностического комплекса NEPSY-II. В исследовании приняли участие 7 289 детей в возрасте от 5 до 9 лет (M = 78, SD = 9,9 мес.), посещавшие старшие и подготовительные группы детского сада, а также первый и второй классы школы, из разных регионов России, из них 46,7% мальчики. В результате проведенного анализа были разработаны нормы для восьми возрастных групп с шагом в полгода отдельно для мальчиков и девочек. Было установлено, что у дошкольников значимые различия в уровне развития компонентов регуляторных функций наблюдаются между детьми с разницей в полгода, а в младшем школьном возрасте – с разницей в год. Кроме того, анализ показал значимые различия во всех компонентах регуляторных функций у девочек и мальчиков как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, проведенное исследование позволило проследить динамику развития всех компонентов регуляторных функций у российских детей в возрасте от 5 до 9 лет. Полученные данные будут полезны как ученым, так и практикующим специалистам в области детского развития. Важно подчеркнуть, что проведенное исследование явля-ется срезовым, его результаты необходимо дополнить лонгитюдными данными о развитии всех компонентов регуляторных функций.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2024. № 93. С. 130-154


Связанные документы (рекомендация CORE)