Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Парадигматика и дискурсивные напряженности понятия социального предпринимательства

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:43:09Z

Аннотация:

Понятие социального предпринимательства стало достоянием социальной науки в результате многочисленных мультидисциплинарных и мультипарадигмальных исследований. В дискурсе сформировались правила теоретизирования, которые дифференцируются в зависимости от парадигматики и субъектной принадлежности высказываний. Статья посвящена анализу парадигм социального предпринимательства в их онтологической и эпистемологической определенности и его дискурса как совокупности высказываний разной модальности. Исследование сфокусировано на двух проблемах. Первая проблема состоит в поддержании единства дискурса в условиях гетерогенности его парадигм и модальностей, вторая – в отбросе нерелевантных высказываний. Получены следующие результаты. Во-первых, создана применительно к концепту социального предпринимательства система различений онтологических особенностей между наивным реализмом, критическим реализмом и историческим (социокультурным) реализмом как вариациями в рамках классической парадигмы научной рациональности. Во-вторых, определена специфика содержания и представления понятия социального предпринимательства в социально-конструкционистской парадигме, состоящая в конфигурации распределения значений его концепта и ее формализации посредством социальной картографии. В-третьих, установлено, что дискурсивное единство высказываний разной парадигматики обеспечивается контрарными напряженностями – между полярными ответами на «что-вопрос» и «как-вопрос» социального конструирования, которые одновременно структурируют дискурс по модальностям в этатистский, корпоративистский, коммунитаристский и персоналистский субдискурсы. В-четвертых, отброс нерелевантных высказываний осуществляется благодаря контрадикторным напряженностям между субдискурсами. Построенная модель дискурса позволила объяснить исключение некоторых способов создания социальной ценности из дискурса социального предпринимательства. Модель может быть использована для анализа широкого ряда социально-экономических понятий и явлений.

Тип: статьи в журналах

Источник: Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 68. С. 62-117


Связанные документы (рекомендация CORE)