Проблема научной рациональности одна из основных в философии и методологии науки. Это вопрос о том, какими свойствами научное знание
отличается или должно отличаться от всех других видов знания: обыденного, практического, философского, художественного, религиозного. С
точки зрения современной методологии науки важно различать общую
научную рациональность и ее различные виды. С позиций общей научной
рациональности необходимыми свойствами научного знания и любых
его видов являются: объектность, однозначность значения и смысла
его понятий и высказываний, проверяемость (эмпирическая и/или теоретическая, а также логическая), доказательность, системная организация,
рефлексивность, полезность (ориентация на практическое применение).
Однако исторический опыт развития науки демонстрирует специфику
проявления общей научной рациональности не только в разных культурно-исторических типах науки: дихронная специфика научной рациональности (древневосточная наука, античная наука, средневековая наука,
классическая наука Нового времени, неклассическая наука, современная
постнеклассическая наука), но и в разных областях научного знания в
одну и ту же историческую эпоху (математика, естествознание, социально-гуманитарные науки, технические науки). В категориальном плане
эта специфика проявления общей научной рациональности может быть
охарактеризована как «синхронная научная рациональность». Очевидно,
что свойства математического знания отличаются не только от свойств
социально-гуманитарного знания, но и от свойств естественнонаучного
знания, и свойства двух последних видов знания также существенно отличаются друг от друга, как это было продемонстрировано Риккертом и
Дильтеем в конце XIX в. Они показали, что различия в специфике научной рациональности в разных областях научного знания вызваны онтологической спецификой их предметов. На наш взгляд, столь же важная специфика проявления общей научной рациональности имеет место и на четырех качественно различных уровнях научного знания в любой из наук
(чувственный, эмпирический, теоретический и метатеоретический уровень знания). Для закрепления специфики научной рациональности
на различных уровнях научного знания предлагается ввести новый методологический конструкт – «уровневая научная рациональность»