В статье рассматривается внедрение дополнительного фактора в
гравитационную модель внешней торговли – места в рейтинге по
глобальному инновационному индексу. Гравитационное моделирование
торговых потоков между странами является действенным и
разработанным инструментом эмпирического анализа международной
торговли. Традиционная гравитационная модель использует только 3
параметра: ВВП, расстояние и результирующий показатель –
товарооборот. Однако классическую гравитационную модель внешней
торговли необходимо пересматривать (изменять формулу, добавлять
параметры) в связи с быстрым ростом цифровизации во всём мире и
сокращением расстояний между городами в связи с ростом электронной
коммерции. Целью исследования является анализ гравитационной модели
внешней торговли при корректировке исходных параметров. Также
проведена оценка влияния цифровизации на внешнюю торговлю и
рассмотрены способы измерения развития цифровизации в разных
странах. Исследования уровня цифровизации на международном уровне
проводят ОЭСР, Всемирный банк и Европейская «Цифровая Россия». На
примере глобального инновационного индекса проанализированы
сильные и слабые стороны инновационного развития стран. Глобальный
инновационный индекс наиболее точно подходит для включения в
гравитационную модель внешней торговли, так как он интегрирует все
показатели цифровизации страны. Методология остальных индексов
цифровизации разработана не для всех стран. Гравитационная модель
внешней торговли рассмотрена на примере пары Россия – Белоруссия, так
как эти страны являются активными торговыми партнёрами, и
цифровизация затрагивает взаимную торговлю данных стран. Пересмотр
гравитационной модели внешней торговли возможен, если предложенная
гипотеза подтвердится не только в парах стран в рамках ЕАЭС, но и в
любых других парах стран, ведущих взаимную торговлю. Научная
новизна полученных результатов заключается в разработке новой
гравитационной модели внешней торговли, в исследовании возможности
применения способов измерения цифровизации в разных странах