Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме оптимизации самоотношения подростков с девиантным поведением. В ходе исследования определены сущность понятия самоотношения, последовательность и особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте. Также установлено, что от сформированной структуры самоотношения зависит поведение подростков, при формировании негативной структуры самоотношения возможно провяление девиантного поведения. В данной работе рассмотрены существующие программы и наиболее эффективные способы оптимизации самоотношения подростков с девиантным поведением. На основе исследуемых материалов разработана и апробирована программа оптимизации самоотношения подростков с девиантным поведением. По результатам исследования проведен анализ, в ходе которого определено, что программа занятий с использованием тренинговых упражнений является эффективным средством оптимизации самоотношения у подростков с девиантным поведением.