В статье показаны целевые ориентиры и приоритеты развития систем дополнительного образования в различных странах Европы. Выделена роль образования как универсального механизма сохранения и передачи культурных традиций, индивидуального и общественного опыта в области трудовой деятельности. Подчеркнута ориентация систем дополнительного образования в интересах будущей «зеленой экономики» в части подготовки соответствующих специалистов для рынка труда. Показаны основные тенденции развития человеческого капитала в дополнительном образовании. Растущее многообразие образовательных проектов системы дополнительного образования в европейских странах ориентировано на рост экономической отдачи от вложений в образование и улучшение качества человеческого капитала. Представляется целесообразным использовать опыт этих стран с учетом адаптации к российским реалиям в создании программ развития системы дополнительного образования в России на основе понимания знаний как продукта с высокой добавленной стоимостью.