Введение. Соматические образы в пословицах финно-угорских языков при сопоставлении с паремиями разноструктурных языков имеют потенциал для исследования с точки зрения паремиологии как современного направления лингвистики. Этнолингвомаркёры являются компонентами, в которых заложено этническое своеобразие пословичной картины мира народа. Цель статьи - показать системный характер паремиологии на примере горномарийского литературного языка. Материалы и методы. Рассмотрено около 1200 паремий, представленных в «Горномарийско-русском фразеологическом словаре» Л.П. Васиковой, 30 из которых использованы для подтверждения теоретических положений. В основе работы - разработанная и апробированная автором методика многоаспектного анализа паремий, в основе которой лежат описательно-аналитический метод, компонентный, контекстуальный и лингвоаксиологический анализы. Результаты исследования, обсуждение. В работе представлена паремиологическая система горномарийского литературного языка, выявлены общие с другими языками, а также этнокультурно маркированные семантические модели и пословичные образы, в частности соматические, дающие представление о внешнем облике и характере скупца. Заключение. Выявлено наличие синонимических и гиперо-гипонимических отношений горномарийских паремий, что характерно для других языков, в т.ч. русского. Частотность натуральных компонентов (нумеративов, соматизмов, зоономов) показывает включенность горномарийского языка в континуум мировых языков, а варьирование формы пословицы говорит о динамике паремио логии.