В предыдущем номере журнала (№ 2/2024) мы провели анализ зарубежного опыта стратегического управления развитием воздушного транспорта. Особое внимание при этом было уделено вопросам стратегического планирования - одной из важнейших функций системы управления, включающей процесс прогнозирования и моделирования деятельности авиатранспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На примерах планирования развития воздушного транспорта Канады и США были рассмотрены либеральные модели функционирования рынка авиаперевозок, характерные для этих стран. В данной статье мы продолжим анализ зарубежного опыта и сопоставим либеральную модель стратегического управления развитием воздушного транспорта (Япония) с патерналистской моделью (Китай). Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны, что для России очень важно учитывать при разработке стратегий и программ развития воздушного транспорта.