В статье рассматриваются теоретические предпосылки использования зрительных иллюзий для изучения особенностей зрительного восприятия лиц в енорме и патологии. Теоретический анализ литературы показал, что результаты исследований достаточно противоречивы и неоднозначны. Для ответа на исследовательский вопрос о возможности использования зрительных иллюзий в качестве измерительного инструмента было проведено пилотажное исследовании. В эмпиричном исследовании иллюзия Мюллера-Лайера предъявлялась нормотипичным детям и детям с установленным диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). Результаты исследования не выявили статистически значимых различий в особенностях субъективного восприятия длины отрезков иллюзии, однако показано, что в любом случае дети с РАС склонны заострять (завышать или занижать) размеры воспринимаемого предмета по сравнению с нормотипичными детьми.