Диссертация посвящена исследованию опыта построения богословского аспекта метафизики всеединства в трудах свящ. П. Флоренского. Объектом исследования является религиозная мысль, концептуализирующая основные интуиции метафизики всеединства в XIX - начале ХХ вв., предметом - богословская интерпретация метафизики всеединства в трудах П. А. Флоренского. Цель исследования - выявить предпосылки, основания и пути реализации богословского оформления метафизики всеединства в трудах П. А. Флоренского. Новизна работы сводится к впервые проведенному анализу трудов свящ. П. Флоренского, в которых концепция всеединства получила богословское оформление. В диссертации впервые проведен сравнительный анализ значимых для богословия концепций Ф. Й. В. Шеллинга, И.В. Киреевского, А. С. Хомякова и В. С. Соловьева. Впервые проведено исследование характера влияния трудов В. С. Соловьева и Ф. Й. В. Шеллинга на значимые для богословия работы свящ. П. Флоренского. Детально исследован процесс и представлены результаты творческой переработки свящ. П. Флоренским метафизики всеединства В.С. Соловьева и богословия архимандрита (впоследствии – епископа и митрополита) Антония (Храповицкого). Определено значение идей свящ. П. Флоренского для последующего восприятия в отечественном богословии метафизики всеединства и предложен для введения в научный оборот материал, позволяющий выявить источники и причины появления и развития в отечественном богословии ряда идей и концептов, связанных с философией всеединства. Сделан вывод, что в трудах свящ. П. Флоренского метафизика всеединства не нашла своего всестороннего богословского обоснования. Рассмотренная концепция требует критического осмысления с точки зрения вероучения и богословия Православной Церкви, прежде всего, в связи с тем, что она оказала существенное влияние на русскую богословскую мысль через поздние разработки прот. С. Булгакова и возникшую вокруг них полемику в первой половине ХХ в.