Formation of digital literacy components of future teachers in the course of studying the university-wide discipline “Digital Technologies in Education”
Постановка проблемы . Развитие информатизации образования происходит под влиянием масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности современного общества. С учетом этого влияния становятся значимыми выявление и учет текущего уровня сформированности цифровой грамотности будущих педагогов и на основе его анализа - разработка научно-методического обоснования для определения структуры и содержания дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования. Представлено исследование, направленное на обоснование необходимости применения дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины «Цифровые технологии в образовании», изучаемой студентами педагогического направления подготовки в рамках программы бакалавриата. Методология . Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Вятского государственного университета. В педагогическом эксперименте принимают участие 111 бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Предметное обучение. Технологии обучения и воспитания». Дифференцированный подход к организации изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» рассматривается как инновационный метод развития цифровой грамотности будущих педагогов. На этапе диагностики и оценки сформированности цифровой грамотности бакалавров прим еняется авторский тест, направленный на выявление уровня сформированности пяти компонентов цифровой грамотности будущих педагогов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Методом статистической обработки служит критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Дифференциация содержания дисциплины и разделение обучающихся на подгруппы происходит на основе анализа результатов входной диагностики, благодаря которой выявляются наиболее острые дефициты в форми ровании одного из пяти компонентов цифровой грамотности обучающегося. Результа ты . Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне индекса цифровой грамотности студентов экс периментальной группы, обучаемых в соответствии с предложенным подходом (χ2 = 9,570; α < 0,05). Заключение . Применение дифференцированного подхода к изучению дисциплины «Цифровые технологии в образовании» способствует пов ышению уровня цифровой грамотности будущих педагогов. Такой подход, основанный на выявлении и учете наиболее острых дефицитов развития компонентов цифровой грамотности, позволит повысить собственный индекс цифровой грамотности студентов, а также сформировать их готовность к применению цифровых образовательных инструментов в будущей педагогической деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности школьников.