В 60–70-е гг. XIX в. российское Министерство просвещения в массовом порядке приглашало на службу учителей древних языков из числа славян Австро-Венгрии. Среди приглашённых насчитывалось более 80 русинов, в основном из Галиции. Они служили во многих регионах Российской империи, в том числе на Кавказе. Яркой фигурой русинской учительской диаспоры был Лев Григорьевич Лопатинский (1842–1922). Он в 1866 г. переехал из Галиции в Царство Польское, став преподавателем Седлецкой гимназии. В 1868–1877 гг. педагог вел уроки древних языков в Новгород-Северской и 2-й Киевской гимназиях. Затем он занимал управленческие должности на Урале – инспектора Уфимской гимназии (1877–1881) и директора Троицкой гимназии (1881–1883). Самый продолжительный этап жизни и деятельности Лопатинского прошел на Кавказе. С 1883 г. он в течение 6 лет возглавлял Пятигорскую прогимназию. Вершиной карьеры стала должность инспектора Кавказского учебного округа, которую галичанин занимал рекордные 28 лет (1889–1917). За это время он внес значительный вклад в развитие образовательной системы региона и просвещение кавказских народов. В последние годы жизни Лопатинский являлся профессором первых кавказских университетов –Закавказского в Тифлисе и Бакинского. На Кавказе, наряду с основной профессиональной деятельностью, он вел активную научную работу. Его главные достижения связаны с изучением кабардинского языка и фольклора. Лопатинский разработал кабардинский алфавит на основе кириллицы, составил первую кабардинскую грамматику и первый русско-кабардинский словарь. Он много сделал для сбора, изучения и публикации произведений народного творчества кабардинцев и других горских народов. Помимо этого, Лопатинский вел большую научно-организационную и издательскую работу, руководил научными обществами, являлся редактором 26 кавказоведческих сборников. Таким образом, он имел значимые заслуги, и как деятель народного образования, и как ученый-кавказовед.