Для Российской империи территории Арктики были стратегически
важными в политическом и экономическом отношении, государство стремилось
не только присутствовать в арктических зонах, но и получить возможность создавать
незамерзающие порты, получить выход в Северный Ледовитый океан, освоить
Северный морской путь. Специально организованные полярные экспедиции
на кораблях и шхунах не в полной мере могли выполнить государственные
стратегические задачи, поэтому необходимы были новые технические способы
освоения северных полярных и арктических территорий России.
Данная статья представляет собой исследование периода зарождения полярной
авиации в России и роли исторических деятелей, которые стояли у этих истоков.
Работа сосредоточена на периоде с 1914 по 1917 год – историческом времени, когда
использование авиационной техники на территории Крайнего Севера только начиналось.
Материалами для исследования выступили новые исторические источники, включая
мемуары полярных авиаторов, статьи и документы, которые позволяют раскрыть
факты об одном из ключевых эпизодов отечественной истории науки, техники,
государственного строительства в Арктике, открывших возможность ее воздушного
покорения.
Текстологический анализ ряда источников выявил принципиальное значение
человеческого фактора – бесстрашных российских профессионалов, целеустремленных
пилотов и авиамехаников, которые приложили много усилий, чтобы выполнить
конкретные задачи, соответствующие государственным стратегическим устремлениям,
и впервые в мире создать уникальное подразделение российского воздушного флота –
полярную авиацию