Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Социально-контекстный подход к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в вузе

Дата публикации: 2025

Дата публикации в реестре: 2025-10-15T17:14:46Z

Аннотация:

Возросшие требования современного технологического образования обусловили исследование проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения в контексте дополнительного технологического обучения, поскольку профессиональные намерения обучающихся в значительной части не соответствуют требованиям современного рынка труда и социально-экономическому запросу общества. Были обозначены предпосылки исследования проблемы организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках реализации Единой модели профессиональной ориентации. В качестве предпосылок выступает переход от информационной эпохи к интеллектуальной, что обусловлено промышленной революцией в экономике, массовой цифровизацией и информатизацией всех сфер жизни. При подготовке компетентного специалиста, способного к профессиональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, необходимо обеспечить такую образовательную среду, которая бы способствовала продуктивному профессиональному самоопределению обучающихся в контексте непрерывного образования. В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – создание условий для педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом их интересов, склонностей, определения реальных возможностей в выборе той или иной профессии, успешной социализации и активной адаптации на рынке труда, что возможно реализовать в условиях социально-контекстного подхода. ель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в контексте социально-контекстного подхода. Задачи исследования: уточнить понятие "педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся", его компонентный состав; определить особенности педагогического сопровождения, разработать анкету с целью актуализации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-контекстного подхода. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала, моделирование структурных характеристик педагогического сопровождения профессионального самоопределения); эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование), диагностические (методы математической статистики). Уточнено понятие "педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся" как взаимодействие субъектов образования с учетом интересов, потребностей, личностных качеств обучающихся в процессе инновационно-преобразующей деятельности, позволяющей выявить знания о различных направлениях профессионального самоопределения: профессиональном (знания, умения, навыки, опыт и овладение компетенциями) и социальном (возможности, стремления, смыслы деятельности и адаптация к социуму) в условиях социально-контекстного подхода. В рамках социально-контекстного подхода педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся характеризуется тем, что обучающийся социализируется в обществе и профессионально адаптируется к будущей профессии посредством самостоятельного преодоления сложностей в проблемной ситуации. Это продуцирует реальные умения самого субъекта решать свои образовательные и личностные задачи и осуществлять верный выбор на основе личностных смыслов деятельности. В условиях контекстного подхода обучающиеся овладевают своей будущей профессиональной деятельностью, при этом воспринимают свое учение как овладение инструментами решения определенных профессиональных задач. Указанный метод моделирует проблемную образовательную ситуацию, в которую включаются обучающиеся, "встроенную" в структуру квазипрофессиональной деятельности. При этом актуализируется профессиональный смысл усвоения учебного предмета для достижения цели.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2025. № 70. С. 209-226


Связанные документы (рекомендация CORE)