Описываются композиционные тактики, используемые в СМИ Германии при предъявлении массовому адресату негативного образа коллективного прошлого. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью дискурсивных практик памяти и способов манифестации в языке отдельных ее подсистем, необходимостью дальнейшего изучения принципов социальной коммуникации. Коллективная память интерпретируется как социально конструируемый в дискурсивных практиках феномен, выполняющий селективную, интерпретативную, реверсивную функции. Трансляция трансформированных образов прошлого осуществляется посредством коммуникативного действия «управление», которое предполагает субъект-объектные отношения адресанта и адресата, изменение когнитивной и аксиологической составляющих коммуникативного пространства адресата с целью формирования ценностного отношения к предмету речи. В качестве материала исследования используются представленные в корпусе DWDS (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache) публикации СМИ XX-XXI вв., в которых осуществляется квалифицирование фрагментов надындивидуального прошлого. Цель описанных тактик заключается в снижении критичности восприятия информации массовым адресатом, распределении и акцентировании информации. В качестве релевантных тактик адресанта определяются контрастирующее контекстуальное обрамление, нарушение читательских ожиданий, концентрированное акцентирование, использование рекуррентных образов, обратная, амплифицирующая аргументация. Представлены наиболее релевантные композиционные тактики при формировании негативного образа прошлого в массовой коммуникации