Выпускная квалификационная работа посвящена трудовому обучению как комплексу мероприятий по социальной реабилитации, направленных на формирование профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся с легкой умственной отсталостью в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы и представляет собой актуальную и значимую тему. Исходя из поставленных задач, в первой главе рассматриваются понятия: «трудовое обучение», «социально-трудовая адаптация», «реабилитация», психолого-педагогическая характеристика обучающихся, процесс профессионально-трудового обучения и особенности профориентационной работы. Во второй главе рассмотрена опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня сформированности социально-трудовых умений и профессионального самоопределения у обучающихся. Третья глава посвящена эмпирическому исследованию с целью подтверждения или опровержения выдвигаемой гипотезы и включает в себя организацию, описание исследования и интерпретацию полученных данных для формирования сознательного профессионального самоопределения обучающихся посредством профориентационной работы. В заключении содержатся основные выводы и предложения по совершенствованию социальной реабилитации через трудовое обучение, коррекционную работу и внеурочную деятельность.