Дата публикации: 2019
Дата публикации в реестре: 2020-02-28T14:05:27Z
Аннотация:Тема выпускной квалификационной работы: «Библейско-богословские и апокрифические идеи в гимнографии Двунадесятых богородичных праздников». Сведения об авторе: Мельникова В.С., студентка кафедры теологии Департамента философии и религиоведения ШИГН. Сведения о научном руководителе: ст. преподаватель кафедры теологии Департамента философии и религиоведения ШИГН – Д.В. Гордеев. Краткое содержание работы. Актуальность исследования: Церковь почитает Пресвятую Деву Марию превыше всех святых. В православном богослужении практически ни один чин не обходится без обращения к Богородице с Её прославлением или молитвой о помощи. Однако в Священном Писании не много фактов о жизни Божией Матери, вследствие чего люди, обратившиеся к этому источнику, не понимают смысл происхождения праздников и богослужебных текстов, посвященных Пресвятой Деве Марии. Православная традиция отмечает пять двунадесятых богородичных праздников в году, три из которых имеют своим основанием апокрифы и Предание Церкви. Церковь рекомендует своей пастве осторожно использовать апокрифическую литературу из-за большого количества в ней гностических идей, но что-то заимствует и осмысляет в контексте Евангельского откровения. Гимнографические тексты являются экзегетическими сочинениями исторических новозаветных событий, использующиеся на службах, но что возможно заимствовать из небиблейских источников и как понимаются заимствования, на это направлена наша работа. Объект исследования – канонические и неканонические тексты христианской традиции, связанные с богородичными праздниками. Предмет богословское осмысление событий из жизни Пресвятой Богородицы. Цель выпускной квалификационной работы: выявить литургико – богословский смысл двунадесятых богородичных праздников. Задачи выпускной квалификационной работы: • соотнести повествования о Деве Марии в Евангелии с новозаветными апокрифическими текстами; • соотнести апокрифические сказания о детстве Богоматери с проповедями ранних святых отцов на двунадесятые богородичные праздники; • проанализировать богословское осмысление событий двунадесятых богородичных праздников в литургических текстах. Цель и задачи работы определили ее структуру. В первой главе «Свидетельства о Богородице в канонических и апокрифических текстах и святоотеческом Предании» мы говорим об образе Богоматери в Ветхом Завете, Евангелии и апокрифических сказаниях, а также в святоотеческом наследии. Во второй главе «Апокрифические сюжеты в гимнографии праздников Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы» и в третьей главе «Осмысление Евангельских и апокрифических эпизодов о Деве Марии в гимнографии праздников Благовещения, Сретения и Успения Пресвятой Богородицы» мы описываем взаимосвязь событий о жизни Девы Марии, описанных в апокрифах, с возникновением гимнографии двунадесятых богородичных праздников. В процессе работы использовались следующие методы: 1) метод контекстного анализа – применяется для сравнения повествования о Богородице в Ветхом и Новом Завете и апокрифических сказаниях; 2) опора на богословское наследие святых отцов, позволяющее становление гимнографии двунадесятых богородичных праздников; 3) сравнительно-исторический метод – применяется для рассмотрения использования апокрифической литературы в гомилетическом наследии святых отцов в хронологической последовательности. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и обобщения, отраженные в положениях, вынесенных на защиту. 1. Священное Писание содержит мало сведений о жизни Богоматери. В основном о Богородице писали евангелисты Лука и Матфей, а в Евангелии от Марка и от Иоанна Дева Мария упоминается несколько раз. Главным источником, из которого мы узнаем основные подробности земной жизни Пресвятой Богородицы, являются апокрифические источники – «Протоевангелие Иакова», «Книга Иосифа Плотника» и «Сказание об Успении Святой Богородицы Святого Иоанна Богослова». 2. Богородичные праздники начинают появляться и распространяться с V в. после завершения христологических споров, связанных с Богородицей. В процессе формирования новых праздников, посвященных Богородице, стали появляться слова и проповеди святых отцов христианской Церкви на праздники, из которых впоследствии складывается праздничная гимнография. Святые отцы в своих проповедях и словах на праздники опираются как на Священное Писание, так и на Священное Предание. 3. В основе первого двунадесятого праздника церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы лежит апокрифическое сказание «Протоевангелия Иакова». В гимнографии праздника Рождества Пресвятой Богородицы подчеркивается, что Она является Божиим «даром». Гимнография праздника полностью основана на Священном Предании и не имеет в своем основании евангельского повествования. 4. В основе третьего двунадесятого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы лежит апокрифическое сказание «Протоевангелия Иакова». Нуждается в дальнейшей проработке и критической оценки мнение ряда современных исследователей, согласно которому, события Введения во храм Пресвятой Богородицы должны восприниматься символически, так как для первых веков христианства они были обычными, но позже стали подчеркивать тот смысл, который увидела в них Церковь. 5. Шестой двунадесятый праздник – Сретения Господня – по своим богослужебным признакам, относится как к богородичным, так и к господским праздникам. В своем основании он имеет события, описанные в Евангелии от Луки. В гимнографии праздника Сретения Господня образ Богородицы создается с помощью таких метафор и эпитетов, как «небесная дверь», «престол херувимский», «заступница». Гимнография праздника полностью основана на Священном Писании и не имеет в своем основании апокрифических сказаний. 6. В основе седьмого двунадесятого праздника Благовещение Пресвятой Богородицы лежат события из Евангелий от Луки и от Матфея, а также события из апокрифических сказаний «История Иакова о рождении Марии» и «Книга Иосифа Плотника», которые дополняют Евангельский рассказ. В основе последнего двунадесятого праздника – Успения Пресвятой Богородицы – положено «Сказание об Успении Святой Богородицы Святого Иоанна Богослова», которое определяет содержание этого праздника. Практическая значимость: материалы ВКР могут использоваться при преподавании литургики, гимнографии и культурологии.
Тип: выпускная бакалаврская работа