В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации, как способа развития творческой и конкурентоспособной личности. Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменились потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним. В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация - это целенаправленный процесс деятельности педагогических коллективов школ по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии.