В практике функциональной диагностики приобретает популярность использование адаптационного потенциала, однако его нормативные значения нуждаются в уточнении, особенно при обследовании учащейся молодежи. Проведены исследования адаптационных возможностей подростков и юношей, занимающихся спортом, с использованием функциональных проб в виде физических нагрузок различного характера, как в обычных условиях, так и в условиях повышенной мотивации – спарринг-партнерского соревнования. Корреляционный анализ 80 критериев не выявил высоких связей адаптационного потенциала с физической работоспособностью и состоянием регуляторных механизмов сердечно-сосудистой и центральной нервной системы обследованных школьников и студентов. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости разработки новых нормативных таблиц оценки адаптационного потенциала учащейся молодежи с учетом возраста и уровня физической подготовленности, подлежащих функциональной диагностике.