Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T14:09:17Z

Аннотация:

Межнациональные конфликты, локальные войны, обострение межэтнических взглядов и конфликтов не только вызвало усиление национальной нетерпимости, но и повлекли за собой появление беженцев, вынужденных переселенцев, увеличение числа детей-мигрантов, обучающихся в российских образовательных учреждениях, что и характеризует увеличившийся интерес к изучению данных проблем в рамках психологической и педагогической теории и практики. С начала 90-ых годов в Москве контингент обучающихся в школах стал постепенно изменяться, возросло число детей-мигрантов, поэтому совсем не случайно в числе приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений выделяют адаптивную, которая направлена на оказание педагогической помощи ребёнку-мигранту и его семье на всех этапах получения среднего образования. В этой связи увеличение детей-мигрантов школьного возраста также обострили и проблему их социокультурной и этнической адаптации в новой культурной среде, так как дети-мигранты являются одной из наиболее уязвимых категорий обучающихся и нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке, особенно на первых порах их обучения в новой иноязычной среде. Анализ научной литературы показал, что в современных условиях внимание ученых наиболее сконцентрировано на исторических, демографических, антропологических и этнических вопросах миграции. В психолого-педагогической научной литературе наиболее полно рассмотрены вопросы, связанные с рассмотрением влияния миграционных процессов на межнациональные отношения (Р.А. Костин), вынужденной миграции (В.С. Айрапетов), рассмотрением городской среды как адаптационного пространства (В.А. Тишков; О.В. Ведина), сущность и специфика социальной адаптации (А.А. Налчаджян, Д.В. Ольшанский, Н.М.Лебедева). В свою очередь, изучение адаптационных процессов рассматриваются в работах И.В. Троцук, М.А. Ивановой, В.Т. Лисовского, И.А. Зимней, А.А. Реана, М.С. Бережной, с изучением национального самосознания и межэтнической толерантности (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.А. Шайгерова, Р.З. Хайрулин); учёта этнического разнообразия обучающихся (Дж. Берри, М. Плизентс, Н. Миллер, X. Эссер, Р. Браун). Следует также отметить, что вопросы, связанные с поддержкой социальной адаптации и сопровождением детей-мигрантов в поликультурной среде школьного образования, остаются практически не изученными ни в теоретическом, ни в практическом аспектах и в данном проблемном поле наблюдается сильное отставание от потребностей реальной практики. Все конфликты и трудности, вырастающие на почве возрастающей ксенофобии и мигрантофобии, требуют немедленного внедрения в практику эффективной психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей мигрантов и при возможности введения в повседневную практику школ поликультурного воспитания с учётом этнокультурного разнообразия обучающихся. В современной педагогике разрабатываются новые концепции поддержки детей-мигрантов в образовательном пространстве, например, такие концепции поликультурного образования, как этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция диалога культур (М.Библер). Особо актуальным вопрос, связанный с внедрением поликультурной поддержки адаптирующимся детям-мигрантам, в настоящий момент становится для такого мультикультурного города как Москва. Следует отметить, что в 2001 году началась реализация проекта "Обучение, социально-психологическая и культурно-языковая адаптация детей вынужденных мигрантов в городе Москве". Рассматривая данную проблему, необходимо раскрыть сущность понятия «адаптация», которое рассматривается в разных аспектах в различных науках. Г. Спенсер и Э. Дюркгейм - одни из первых зарубежных исследователей процесса адаптации в рамках социологической науки. Они отдавали предпочтение изучению социального взаимодействия и определяли адаптацию как довольно стабильный процесс, необходимый не только для развития человека, но и для становления целого общества. Зарубежные исследователи данной проблемы определяют адаптационный процесс как активное приспособление и принятие индивидом тех или иных условий социальной среды, и представлял адаптацию через динамический процесс [7]. С точки зрения социологической науки и изучения процесса адаптации, в целом, важно отметить исследование М. Шаффера и Шобина, которые в 1956 году разделили понимание терминов «адаптации» и «переселения». Термин «переселение» часто упоминается в отношении удовлетворения краткосрочных планов, в то время как адаптация является более длительным процессом, связанный с накоплением ценного социального опыта для выживания в другой стране. В свою очередь, социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в имеющуюся систему социальных отношений». В.В. Гриценко рассматривает периодизацию процесса адаптации детей-мигрантов через призму формирования мировоззренческого компонента и выделяет следующие этапы: первый этап затрагивает усвоение норм, правил и принципов того коллектива, к которому ребенок вынужден адаптироваться; вторая стадия характеризуется формированием у него моральных устоев в связи с его возрастом - долга, совести, чести, толерантного отношения к обществу; третий этап связан с развитием идеалов и ценностных ориентаций, которые возникают при интеграции человека в новый социум [2]. Понятие «адаптация» также тесно связано с понятием дезадаптации. Социально-психологическая дезадаптированность школьника-мигранта - это то состояние, при котором школьник испытывает сложности при интеграции в новый социум, увеличение агрессивности, тревожности и иных негативных эмоциональных проявлений, снижение академической успеваемости в школе и его неудовлетворенность своим положение [2; 5]. Рассмотрение реальной практики в общеобразовательных учреждениях города Москвы свидетельствует о наличии двух противоположных тенденций в поведении детей-мигрантов в образовательном учреждении. Первая тенденция связана с попытками замкнуться в себе, ограничить круг своего общения. Данная тенденция в большей степени характеризует то, что ребёнок-мигрант станет дезадаптированным в новом социуме. Вторая тенденция связана с готовностью влиться в новый коллектив любой ценой, отвергая свои этнические особенности как невостребованные в новом социокультурном пространстве. Эта тенденция отражает процесс ассимиляции и/или интеграции, что в конечном итоге способствует более легкой адаптации мигранта. Однако хотелось бы отметить, что в обоих тенденциях ситуацию обостряют трудности, связанные с преодолением языкового барьера и культурного шока. Некоторые ученые отмечают, что для ребёнка в силу его возраста стресс от переезда в новую страну, бывает сопоставимым со стрессом от потери кого-то из родных. По причине незнания языка и отсутствия возможности установления тесных связей с одноклассниками у ребёнка резко снижается эмоциональный фон, начинаются проблемы в адаптации и в учебной деятельности [6]. Для объективного взгляда на современное состояние поликультурного образования и социальную адаптированность в нем детей-мигрантов нами было проведено исследование. Базой для проведения эксперимента была выбрана общеобразовательная школа города Москвы. В исследовании участвовало 50 детей-мигрантов, учащихся 7-9х классах. В контрольную и экспериментальную группы входили по 25 учащихся. Для изучения общей оценки адаптированности ребенка-мигранта в школе и выявления его уровня социальной адаптированности нами применялась методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.). Родители опрашиваемых нами школьников сами выбирали утверждения, которые на их взгляд наиболее точно отражают общее состояние ребенка в момент проведения опроса по разным шкалам: успешность выполнения школьных заданий, время, необходимое для выполнения домашней работы, самостоятельность ребенка при выполнении домашней работы, настроение ребёнка, отношения с одноклассниками, общая оценка адаптированности [3]. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе для детей-мигрантов характерно состояние неполной адаптации (16 человек) - 64%, для (5 человек) 20% характерна хорошая адаптированность к условиям обучения в школе дети и 16 % (4 человека) - характерно состояние дезадаптации. В контрольной группе результаты анкетирования несущественно отличаются, а среди детей также преобладает зона неполной адаптации -72% (18 человек), зона дезадаптации составляет 16% (4 человека) и 20% составляет хорошо адаптированных детей. На базе общеобразовательной школы г. Москвы, в рамках которой проводилось наше исследование, действует служба психолого-педагогической помощи в реабилитации и адаптации, учащихся мигрантам в поликультурной образовательной среде, которая состоит из следующих блоков: Административный блок (руководители всех основных органов управления) включает в себя разработку плана деятельности работы службы помощи обучающимся детям-мигрантам, координация деятельности всех субъектов учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами, отслеживание результатов обучения детей-мигрантов и выполнение ими требований школы, создание условий для профессионального роста специалистов, работающих с детьми-мигрантами и обобщение и распространение опыта в деятельности школьной службы помощи детям-мигрантам [8]. Коррекционно-педагогический блок занят по следующим направлениям: диагностика трудностей школьной, социальной, языковой, социокультурной адаптации детей-мигрантов, выявление причин дезадаптированного поведения; создание индивидуальных программ обучения ребенка-мигранта; оказание ребенку-мигранту необходимой коррекционно-педагогической помощи; создание новых программ обучения мигрантов, социально-адаптированных к реальным возможностям детей-мигрантов; консультативно-педагогическая помощь родителям детей-мигрантов по вопросам межличностного взаимодействия, разъяснение родителям способов создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в новом для него социокультурном пространстве. Воспитательный блок включает в себя следующие формы организации педагогической деятельности, направленной на помощь детям-мигрантам в обучении: словесные формы (лекции, доклады, диспуты, встречи, беседы и т. д.), практико-ориентированные (направленные на формирование практических умений и создание более тесного взаимодействия школьников различных этнических групп), наглядные формы (выставки, тематические стенды и т. д.), универсальные (ориентированные для всех школьников - игры на сплочение, КВН, Что?Где?Когда?..) [1]. Данная система службы помощи в качестве стержневой функциональной цели своей деятельности предполагает оказание помощи: ребенку-мигранту в его адаптации в новую социокультурную среду и в развитии его личностного потенциала. семьям-мигрантам с целью оказания им психолого-педагогической поддержки и разрешения возникающих проблем на начальном этапе адаптации; педагогическим коллективам в выборе методов, методик и инновационных технологий работы с детьми-мигрантами, нацеленных на повышение адаптивности детей-мигрантов, адаптированности как результата процесса адаптации, снижение адаптационных трудностей у детей-мигрантов. Функциональное обеспечение службы помощи основывается на: - перенесении акцентов в работе с борьбы со следствиями негативных проявлений на искоренение их причин через воздействие на самого ребенка, ученический коллектив и его родителей; - содействии самоорганизации и самореализации личности ребёнка-мигранта; - психологической поддержке и защите ребенка-мигранта с привлечением потенциала социума; - осознании важности роли поликультурной среды как фактора для личностного развития и межкультурного взаимодействия. Главная идея службы помощи состоит в том, что служба помощи направлена на следующие основные направления: - оказание комплексной социально-педагогической, психологической, медицинской помощи детям-мигрантам и их семьям; - создание оптимальных условий для положительной адаптации детей-мигрантов не только в системе образования, но и в новых социокультурных условиях. Результат деятельности социально педагогической службы можно было увидеть на формирующем этапе эксперимента, где было проведено повторное тестирование с помощью методик определения начального и конечного уровня социальной адаптации учащихся. Его результаты показали, что в экспериментальной группе наметилось значимое повышение результатов по всем направлениям. У контрольной группы также незначительно изменились результаты, так как учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Повторное анкетирование контрольной и экспериментальной групп с целью определения конечного уровня социальной адаптации учащихся, показало, что учащиеся экспериментальной группы повысили уровень социальной адаптации. В результате 75% имеют высокий уровень и 20% средний и 5% учащихся имеют ниже среднего уровень адаптации. Рассмотрев опыт отечественных и зарубежных исследователей по проблеме адаптации детей-мигрантов, а также исходя из проведённой нами работы, мы можем определить критерии эффективности деятельности педагога по сопровождению адаптирующихся детей-мигрантов в образовательной среде. Хочется отметить, что положительными внешними изменениями детей-мигрантов будут являться следующие: снижение уровня вербальной и физической агрессии, нападений, снижение уровня негативизма, враждебности и подозрительности в поведении, повышение общительности, проявление дружелюбия в поведении снижение уровня конфликтности в ученическом коллективе, улучшение осознанной дисциплины и повышение успеваемости. Положительными внутриличностными изменениями в эмоциональной сфере детей-мигрантов являются: относительно сформированная способность контролировать свои эмоции и способы выражения негативных чувств без вреда для окружающих, умение снижать уровень своего эмоционального напряжения, повышение уровня эмпатии, заинтересованность детей-мигрантов в социально одобряемой деятельности, снижение общего уровня тревожности, преобладание положительного эмоционального состояния [9]. Положительные изменения в когнитивной сфере детей-мигрантов: сформированность у школьников знаний о явлении агрессивности, осознание мигрантами своих эмоциональных состояний, реакций и поведения, сформированность у детей-мигрантов знаний о новой социокультурной среде и специфике обучения в новых для них условиях, сформированность знаний и представлений о психологических особенностях межкультурного общения. Работая в многонациональном коллективе, необходимо учитывать то, что социальная адаптация детей-мигрантов будет проходить успешней, если у педагогического коллектива будет сформированная толерантная культура личности. Среди структурных компонентов, на которые должна быть направлена программа повышения толерантности педагогов, выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своими эмоциями. Данная программа может так же включать в себя рассмотрение проблем сочетания толерантности и адаптационных процессов детей-мигрантов, обучающихся в российских школах. Когнитивный этап (знания) будет заключаться в рассмотрении таких общенаучных категорий как «толерантность», «интролерантность», рассмотрение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью педагога, работающего в системе образования, в изучении критериев толерантности и интолерантности и т. д. Когнитивный этап предусматривает расширение запаса знаний педагогов по основам толерантного взаимодействия, образованного на принятии разнообразия всех школьников и установлению положительных субъект-субъектных отношений с ними. Аффективный этап (эмоции) нацелен на понимание влияния личного нежелательного поведения на окружающих и переоценка своих реакций. Данный этап базируется на изучении проблем межличностных отношений с учениками, возможностей корректировки сложившихся отношений с учениками, на рассмотрении проблем педагогического общения и барьеров общения в поликультурном классе, на отслеживании эмоциональных проявлений во взаимоотношениях с учениками и повышении своего педагогического мастерства и компетентности. Для данного этапа могут использоваться как лекции, так и деловые игры, являющиеся методом активного социально-педагогического воздействия на личность. Поведенческий этап (деятельность) отражает непосредственно саму педагогическую деятельность в поликультурном пространстве. Данный этап характеризуется не только общением с учениками, но и с коллегами. В начале исследования перед нами был поставлен ряд задач. Решение первой задачи заключался в рассмотрении социальной адаптации детей-мигрантов на основе анализа научной литературы, обобщающей результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области социальной адаптации детей-мигрантов. Вторая задача - теоретическое исследование - показало, что социальная адаптация детей-мигрантов является сложным, многокомпонентным и длительным процессом, который заключается во включении ребенка-мигранта в новую для него социокультурную среду, целью которого является приспособление ребенка к новым условиям, включение в новые социальные отношения, освоение обучающимися новых социальных ролей без проблем во взаимодействии со средой. С другой стороны, - процесс адаптации отражает не просто приспособление ребенка к новым условиям, но и является процессом становления, развития и совершенствования личности в обществе. В ходе проведения исследования нами была выявлена острая потребность российских школ в организации полномасштабной деятельности, направленной на поддержку и сопровождение детей-мигрантов, что безусловно, открывает новые перспективы для дальнейших исследований в данном направлении. Примечание Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 16-36-00022 «Этнокультурные ценности личности в условиях вызовов современного общества».

Тип: Article

Права: open access

Источник: Социальные отношения


Связанные документы (рекомендация CORE)