В статье рассматриваются предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации сквозь призму их роли в обеспечении баланса между федеральной и региональной властью. Делается вывод о том, что российская Конституция, с одной стороны, закрепляя предметы исключительного ведения субъектов РФ по остаточному принципу, признает за ними достаточно широкий объем компетенции; однако, с другой стороны, при реализации этой компетенции субъекты РФ серьезно ограничены как основами конституционного строя России, так и специфическими полномочиями федеральной власти, которые позволяют расширительно толковать предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, тем самым сужая объем прав субъектов РФ в вопросах их исключительного ведения. Таким образом, точное определение предметов исключительного ведения и полномочий субъектов РФ находится в прямой зависимости от позиции федеральной власти.