В данной статье представлен сравнительный анализ проектов окружных железных дорог и стратегий развития прилегающих территорий, разработанных на индустриальном и постиндустриальном этапах развития Москвы и Парижской агломерации. Определены технические характеристики, назначение первых окружных железных дорог, основные причины их строительства, их роль в формировании планировочной структуры рассматриваемых городов. Отмечается изменение их градостроительного значения в процессе исторического развития. Авторами статьи приведены сведения по современному состоянию этих железных дорог и обозначены тенденции их развития. Выявлено, что территории вдоль них обладают историко-культурной ценностью. В статье выявлен и раскрыт ряд общих проблем развития Москвы и Парижа - исторически сложившихся радиально-концентрических, моноцентрических агломераций. Подчеркивается, что такие крупные инфраструктурные проекты, как Московское центральное кольцо и новая транспортная система Большого Парижа, призваны решить эти проблемы. Кроме того, проекты направлены на реконструкцию, развитие территорий, прилегающих к транспортно-пересадочным узлам, уменьшение территориальных диспропорций. В статье рассмотрены проект транспортной сети “Экспресс Большого Парижа”, а также предшествующие ему варианты проектов строительства новой окружной железной дороги в Парижском регионе. Перечислены основные задачи пассажирских транспортных систем Московское центральное кольцо и “Экспресс Большого Парижа”. В статье подтверждается схожесть основных принципов новой градостроительной политики Москвы и Парижской агломерации.