В статье рассматривается проблематика социально-профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к современному рынку труда. Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «адаптация», «адаптация студентов с инвалидностью и ОВЗ»; выделяются ключевые условия и факторы, влияющие на данный процесс. На основе глубокого теоретического анализа в статье определена идея адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к существующей социально-экономической ситуации. Отражены результаты практической профориентационной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ на этапе их подготовки и освоения профессии в ВУЗе. Авторами отмечается важнейшее значение профконсультационной помощи, направленной на формирование ценностно-нравственной основы самоопределения молодых людей с инвалидностью и ОВЗ. На основе анализа методов профессиональной помощи студентам с инвалидностью и ОВЗ выделяются общие требования к типам профориентационных методик, которые могут быть использованы различными специалистами, осуществляющими профориентационную работу в вузе.